- СЕЧЕНОВ
- Иван Михайлович (1829-1905) — российский физиолог и психолог. Основоположник отечественной физиологической школы. Создатель естественно-научной теории психической регуляции поведения. Д-р медицины (1860). Чл.-кор. Петербургской АН (1869), поч. академик Петербургской АН (1904). Удостоен Демидовской премии Петербургской АН за курс лекций О животном электричестве (1863). Окончил Главное инженерное училище в Петербурге (1848) и медицинский фак-т Московского университета (1856). В 1856—1859 работал в Германии, в лабораториях И. Мюллера (Берлин), О. Функе (Лейпциг), К. Людвига (Вена), Г. Гельмгольца (Гейдельберг). Подготовил там докт. дис: Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения, которую успешно защитил в 1860 г. в Медико-хирургической академии в Петербурге. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. В 1871—1876 гг. — зав. кафедрой физиологии в Новороссийском ун-те (Одесса). В 1876— 1888 гг. С. вновь профессор Петербургского ун-та, где также организовал физиологическую лабораторию. Одновременно читал лекции на Высших женских (Бестужевских) курсах, одним из основателей которых он был. С 1889 г. — приват-доцент, с 1891 г. — профессор физиологии Московского ун-та. В 1901 г. вышел в отставку, но продолжал экспериментаторскую работу и преподавательскую деятельность на Пречистинских курсах для рабочих (1903—1904). Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека. Впервые изложенное в работе Рефлексы головного мозга (1863), оно доказывало, что все акты сознательной и бессознательной жизни рефлекторны по своему механизму. При этом рефлекс трактовался не как автоматический ответ нервных центров на внешний раздражитель, но как гибкое согласованное движение с выполняющим сигнальную роль чувствованием (от элементарных ощущений до сложных образов предметов, регулирующих поведение в окружающей среде). Экспериментальное изучение головного мозга привело С. к открытию центрального торможения (в дальнейшем получившего название сеченовское), т.е. задерживающего влияния одного из отделов мозга (его таламической области) на реакции организма. Это открытие повлекло за собой важные преобразования в представлениях о функциях нервной системы в психической деятельности. В физиологии оно стало отправным пунктом для разработки учения о динамике нервных процессов (возбуждения и торможения) и их интеграции в целостные динамические системы. В психологии оно позволило объяснить основу волевых актов, отличительная особенность которых заключалась в том, что человек способен противостоять нежелательным импульсам, тормозить их переход в действие. Центральное торможение стало также предпосылкой формирования понятия об интериоризации. В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности. С. обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание) (Элементы мысли, 1878, 1903). Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения С. распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок,вырастая, интериоризирует образы людей, к-рые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекцио-низм, С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой (Кому и как разрабатывать психологию?, 1873). Учение С. одним из первых в педагогике стал использовать К.Д. Ушинский при объяснении роли привычек (как капитала, который вкладывается в нервную систему). Идеи С. были восприняты И.П. Павловым, В. М. Бехтеревым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским и их учениками, став основой объективного и системного анализа жизнедеятельности организма и его психических функций, а также став основополагающими для многих направлений отечественной психологии. Основные сочинения С: Избранные труды, М., 1935 Элементы мысли/ Сб. избр. статей. М.-Л., 1943; Избранные философские и психологические произведения , М., 1947; Избранные произведения , т. 1, М., 1952 Рефлексы головного мозга, М., 1952, 1961. М.Г. Ярошевский
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.